- ПРОТЕКЦИОНИЗМ
- (англ. protectionism от лат. protectio – прикрытие, защита, покровительство) – экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под П. понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностр. происхождения на внутр. рынок. В широком смысле П. предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов нац. производителей, а также на поощрение и стимулирование нац. произ-ва. Таможенная политика является лишь частью данной системы. П. осуществляется отд. гос-вами или их экономич. объединениями (напр., Европейским союзом по отношению к третьим странам при импорте с.-хоз. продукции), т.е. может иметь место т.н. коллективный П. Если от иностр. конкуренции защищается нац. произво в целом, такую политику называют тотальным П. Если же она касается отд. отраслей нар. хоз-ва, П. называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный П. П. имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII в. в Европе, когда нац. гос-ва, опираясь на концепцию меркантилизма, стремились к достижению положительного сальдо торгового баланса в первую очередь путем ограничения импорта. Новый всплеск П. произошел в XIX в. как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей пром-сти. ХХ век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием П. До 50-х гг. преобладал очень сильный П., в 50–70-е гг. произошло его значит. ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70–80-е годы П. вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на П., связанное в первую очередь с деятельностью Всемирной торговой организации. В историч. разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики П., с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя междунар. конкуренцию путем П., гос-во одновременно ослабляет стимулы к развитию, инновациям, снижению издержек произ-ва, повышению качества продукции. Нац. потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды П. неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли. Инструментами П. служат все меры тамож. регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологич., экологич. контроля, технич. стандарты и др.). Роль отд. инструментов П. в наст. время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количеств. ограничения, к-рые традиционно занимали осн. место в арсенале открытого П., согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отд. отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технич. контроля, т.е. открытый П. сменяется косвенным.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.